Методы выявления недобросовестной оценки имущества
Pыночная экономика, помимо вполне очевидных благ,
также принесла ряд не менее нелицеприятных вещей. Недобросовестная
конкуренция в бизнесе, пожалуй, одна из наиболее известных из них.
Безусловно, она была и раньше, но скрывалась в других формах и под
другими названиями. Благодатной почвой для ее развития зачастую являются
слабо регулируемые области бизнеса. Одной из подобных сфер эксперты
называют оценочную деятельность.
Эксперты признают, что в своей работе им время от времени приходится
сталкиваться с недобросовестной оценкой имущества, причем в равной
степени как со стороны аккредитованных субъектов оценочной деятельности,
так и внутренних оценщиков банков. В целом, по словам самих
финансистов, объем неточных оценок в банковской системе не превышает
20-30%. Однако и эти цифры достаточно внушительны. К тому же сами
оценщики называют еще большую цифру: в период роста цен она, по их
подсчетам, составляла до 50%. Представитель одной из крупных оценочных
компаний приводит следующий характерный пример. Приблизительно 20%
клиентов, обратившихся за оценкой в его компанию, соглашаются на нее.
Это происходит в силу того, что оценщики, дорожа репутацией,
отказываются завышать стоимость объекта в своих выводах. Решают
проблемы с оценщиками по-разному.
Во-первых, перечень оценщиков, допущенных к работе с банком, может
утверждаться как на центральном уровне, так и на региональном. В
последнем случае практически все полномочия по работе с ними отдаются на
откуп местному руководству. Однако оценщики, заинтересованные в
установлении цивилизованных правил игры на этом рынке, сейчас довольны
даже этим.
Во-вторых, требования к оценщику от банка к банку могут существенно
разниться. Если ряду финучреждений достаточно наличия всех необходимых
сертификатов, свидетельств и лицензий, то у других этот перечень
требований может быть шире. Например, в одном из банков, кроме
«стандартной программы», оценщик должен также соответствовать следующим
нормативам: — опыт работы на рынке оценочных услуг (как минимум три
года работы по соответствующему региону, наличие рекомендательных
писем); — выполнение условий банка в области оценки, соблюдение
правил, нормативных положений, поддержка его репутации; — прохождение
аккредитационного теста и тренинга. Впрочем, сами оценщики скептически
настроены по отношению к эффективности таких барьеров для
недобросовестных участников рынка.
Некоторые банки идут дальше и вводят нечто наподобие испытательного
периода, когда оценщик зачисляется в реестр только после определенного
количества пробных оценок. Участники рынка признают, что на сегодня это
один из наиболее удачных способов отсеивания недобросовестных оценщиков.
учитывая вышесказанное, некоторые участники рынка утверждают, что при
работе с оценочными компаниями необходимо уделять больше внимания не
только устранению проблемы, но и ее профилактике. Как существуют на
банковском рынке сильные бренды, дорожащие своим имиджем, так и на рынке
оценочных услуг имеются компании, ценящие свою репутацию выше
сиюминутных выгод. Оценщики согласны с тем, что крупные компании не
могут позволить себе быть необъективными по отношению к сторонам
оценочного процесса (к банку и заемщику) в силу своего масштаба. Субъект
оценочной деятельности становится благонадежным лишь в том случае,
когда ему экономически невыгодно быть неблагонадежным, то есть когда его
валовые поступления значительно превышают гонорары от сомнительных
заказов, а собственное имя стоит гораздо больше того, что ему могут
предложить по мелким и средним заказам.
У крупных компаний имеется большой набор специалистов, регулярно
проходящих разнообразные тренинги и обменивающихся опытом, а у небольших
бывает наоборот: один-два человека делают всю работу, что, безусловно,
отражается на качестве оценки. еалии таковы, что на сегодня количество
аккредитованных в банках субъектов оценочной деятельности может
достигать десятков, а то и сотен компаний.
|